Изречения святых

Изречения святых

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ,
преимущественно египетских,
имена которых дошли до нас,
и повести из житий этих отцов

АВВА ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК

521. Если тебя поносят и ты заскорбишь от этого, нет в тебе истинного плача.
522. Если подвергнешься убытку или лишишься каким-либо образом принадлежащих тебе вещей и опечалишься этим, то нет в тебе страха Божия.
523. Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия.
524. Если скажут о тебе несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
525. Если при разговоре с братьями ищешь, чтоб слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия.
526. Если занимаешься посещением славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.
527. Если пренебрегут твоим словом и ты обидишься, то нет в тебе страха Божия.
528. Исчисленные признаки показывают, что жив ветхий человек в подвижнике,
что обладает им, что не встречает себе сопротивления, что нет в подвижнике истинного плача.
529. Служитель Божий должен иметь очи духовные, ими увидеть себя и познать, что последующий воле падшего естества есть враг Божий по произволению.
530. Если будешь хранить заповеди Божии и совершать все дела твои в духовном разуме ради Бога, если уразумеешь, что невозможно угодить Богу достойно величию Его, если предложишь грехи твои взорам ума и будешь постоянно содержать перед ними, то найдешь в
этом защиту против злохитрого врага, который силится низложить человека, склоняя его
оправдывать себя; ты сохранишь в целости здание, устраиваемое плачем.
531. Не попусти сердцу твоему понадеяться, что ты одержал победу! Пока человек не предстанет на суд Божий, пока не услышит окончательного определения о себе и не узнает, какое место назначено ему, служение его Богу находится под страхом, в положении нерешенном.
532. Печаль в разуме Божием, снедая сердце, удерживает чувства его от увлечения
грехом, а трезвение противостоит лукавым помыслам и охраняет ум от движений небогоугодных.
533. Человек, доколе находится в теле, никак не должен и не может доверить себе. Он неспособен к неизменяемости. Необходимо ему пребывать в непрерывающемся подвиге.
534. Блаженны те, которые не возложили упования на дела свои, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они
сосредоточивают все подвиги свои в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставя суетную
и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду единого Бога.
535. Победа подвижника заключается в том, что он предаст всего себя Богу и исполнением воли Его достигнет совершенства. Тогда имя его будет внесено в книгу жизни, Ангелы засвидетельствуют о нем, что он избежал князей воздушных, и сопричислится он к небесным блаженным духам. Но пока продолжается борьба, человек находится в страхе и трепете. Не ведает он, победит ли сегодня или будет побежден; не ведает он, что ожидает его на следующий день, победа или поражение.
536. Бесстрастие уже не подвержено колебанию от нападений врага. Оно прияло награду за борьбу — почесть победы. Оно пребывает в спокойствии и не боится разъединения трех частей, соединенных миром Божиим. Эти три части суть; дух, душа и тело. Когда эти три части действием Святого Духа составят из себя одно целое, тогда они уже не разделяются.
537. Не признавай себя умершим греху, когда видишь, что враг еще насилует тебя, будет ли это во сне или в бодрственном состоянии.
538. Искушение житие человеку на земли (Иов. 7,1), говорит Писание. Бодрствуем ли или спим, враг не перестает нападать на нас.
539. Сражающийся на позорище не воспевает победной песни прежде победы, и инок, страждущий под гнетом борьбы со грехом, не может быть спокойным и положиться на жительство свое, пока протекает поприще.
540. Блаженны те очи, которых человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, прилежащие врачеванию язв своих в духовном разуме, стяжавшие познание грехов своих, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога.