Изречения святых

Изречения святых

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ,
преимущественно египетских,
имена которых дошли до нас,
и повести из житий этих отцов

АВВА ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК

461. Возлюбивший Бога, возгоревшийся желанием, чтоб Бог устроил в нем жилище Себе, не восхотевший остаться в бедственном сиротстве, да заботится, во-первых, о том, чтоб сохранять заповеди Иисуса, чтоб проводить жизнь ради Иисуса. Иисус не далеко от каждого из нас. Между Ним и нами — одна преграда: наши страсти. И потому если утверждаешь, что ты отрекся от мира, а действуешь во многих случаях по началам мира, то ты не вполне отвергся; ты обольщаешь сам себя.
462. Господь заповедал нам нести крест. Какое значение имеет эта заповедь? Значение ее заключается в том, чтоб ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, то есть да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их в свое время. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости.
463. Если человек не оставит всех суетных попечений, то не сможет взойти на крест. На этом основании Господь повелел оставлять все усвоения и все начальные причины, низводящие ум с креста.
464. Апостол, ведая, что невозможно любить вместе и Бога и мир, написал к ученику
своему: Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2, 4-5).
465. Приносящие благой плод очищаются Богом с той целью, чтоб они сделались еще плодоноснее. Но Господь не удостаивает любви Своей тех, которые исполняют греховную волю плоти.
466. Прибегнем к благости Божией, умоляя Бога, чтоб Он умилосердился над нами и даровал силу свергнуть тяжкое иго мира, утопающего в греховной скверне. Не дремлет враг
наш! Ежечасно старается он уловить нас и похитить наши души. С нами — Господь наш Иисус Христос. Он сокрушит врага святым Своим словом, если мы будем соблюдать это слово.
467. Пока имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством
щедрот Божиих, пока находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших. Кратко
поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий силам нашим, то наследуем вечную и неизглаголанную радость, если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который вопросил Господа, что ему делать, чтоб спастись, и который ушел от Господа, опечаленный ответом Господа. Господь сказал ему: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мр. ю, 21). Этими словами Господь научает нас, что спасение наше состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Предоставление
имущества нищим есть частная добродетель. Она делает человека способным нести крест. Ношение же креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой
не может состояться ношение креста.
468. Имеются и мнимые добродетели, в которых нет ни любви, ни совершенства.
469. Произволяющий вступить на путь любви да отречется от попечений о человеках, каковы бы они ни были, добры или злы, и да уст ремит все желание сердца к Богу. От такого стремления к Богу начинает действовать естественный гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда закон Божий начертывается в душе и являет свое присутствие в ней деятельностью по побуждениям страха и любви. Человек, достигший этого состояния, дерзновенно говорит с апостолом: Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян. 21,13). Блаженна душа, достигшая такой любви. Она делается бесстрастной.
470. Удалившиеся из мира! Рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении. Господь Иисус многомилостив. Он подает успокоение каждому соответственно делам его: успокоение великое за дела великие, малое за дела малые. Одно Царство, но каждый обретает в нем свое место и свое дело.