Толкование на Четвероевангелие

Святой Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие

Продолжение:

„Опять взялъ Его (діаволъ) и привелъ на нѣкоторую весьма высокую гору и говоритъ Ему: мои суть всѣ царства (Мѳ. 4, 8; Лк. 4, 6)“. На основаніи сихъ словъ безумствующіе думаютъ, что діаволъ имѣетъ какое-то владѣніе. Здѣсь также остается въ силѣ то, что я сказалъ (о еретикахъ) выше: что имъ противорѣчитъ, то опускаютъ, а иное, что имъ благопріятствуетъ, принимаютъ. Посему, если на основаніи словъ: „мои суть“ они приписываютъ ему нѣкое владычество, то (все-таки) они такъ далеки отъ того, чтобы научить насъ истинѣ, что болѣе сами изобличаются тѣмъ же, посредствомъ чего думаютъ побѣдить. Ибо пусть взвѣсятъ слова, какія присоединяетъ (діаволъ): „мнѣ дано (сіе — Лк. 4, 6)“, которыя научаютъ, что Творецъ силъ царствъ, есть иной, Коимъ они и даны ему. Далѣе говорить: „надъ всѣмъ симъ я имѣю власть (Лк. 4, 6)“ — не такъ, какъ бы по своей природѣ онъ имѣлъ власть, но потому, что сами люди того хотѣли; ибо Писаніе говорить: „кому вы отдаете себя въ рабство и послушаніе, того вы и рабы и пр. (Рим. 6, 16)“.
„Пади налице Свое и поклонись предомною (Лк. 6,7)“, каковыя слова ясно показываютъ гордость и дерзость того, кто отъ начала хотѣлъ быть Богомъ. Плоть Господа нашего всѣхъ облеченныхъ плотью наставляетъ, что тотъ, кто нагимъ нисходитъ на битву, будетъ побѣжденъ, ибо плоть Христа сначала облеклась оружіемъ воздержанія, а затѣмъ (уже) приступила къ борьбѣ. Итакъ, потребно сильное оружіе противъ того, который посылаетъ стрѣлы пылающія и изощренныя (Ефес. 6, 16). „Скажи камнямъ симъ, чтобы они стали х л ѣ б о м ъ Послалъ стрѣлу, возбуждающую къ насыщенію, дабы при алчбѣ, которую испытывалъ Господь послѣ поста, смутить Его и такимъ образомъ искусить Господа. Но Господь не хотѣлъ, чтобы голодъ возобладалъ надъ Нимъ, поелику Его голодъ облекся постомъ, какъ бы панцыремъ. Таковой голодъ тбросилъ стрѣлу сытости въ искусителя, дабы того, кто склоняетъ къ сытости внѣшней, научить, что есть еще сытость внутренняя, которая (во внѣ) не обнаруживается. „Не хлѣбомъ однимъ живетъ человѣкъ, но всякимъ словомъ, исходящимъ изъ устъ Божіихъ (Мѳ. 4, 4; Лк. 4, 4; Вт. 8, 3)“. Итакъ, подпалъ искушенію тотъ, кто явился для того, чтобы искушать, и изобличенъ былъ посредствомъ того же, чѣмъ хотѣлъ1 поучать. „Если Ты — Сынъ Божій, то скажи камнямъ симъ, чтобы они тотчасъже стали хлѣбомъ» Этими словами уста сатаны засвидетельствовали, что Тоть, Кто отъ Бога (исшелъ), можетъ камни сдѣлать хлѣбомъ.