Толкование на Четвероевангелие

Святой Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие

Продолжение:

„Возвелъ Его Духъ Святый въ пустыню для искушенія отъ діавола коему по своему обыкновенію не хотѣлъ противиться для того, чтобы слышащіе о семъ не пали духомъ, думая, что Онъ потому не хотѣлъ вступить въ борьбу съ искусителемъ Своимъ, что былъ не въ силахъ преодолѣть (его); — и въ особенности для того, чтобы никто изъ невѣрующихъ не имѣлъ предлога говорить, что Духъ позднѣе и ниже Сына. Если бы возвелъ Его только на борьбу и битву, а не къ чести также и покою, то, быть можетъ, правильно бы сомнѣніе овладѣвало тѣми спорщиками, кои пытались сіе изслѣдовать. Но если Духъ ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его въ пустыню? Ибо Онъ открылъ Себя, какъ обладающій такою властью, когда возводилъ Его въ пустыню. А что Духъ возвелъ Его въ пустыню (именно) для искушенія отъ діавола, то сіе есть тоже самое, что говорится въ иномъ мѣстѣ: „никто неможетъ войти въ домъ сильнаго и похититъ сокровище его, если прежде не свяжетъ сильного, и тогда будетъ похищать сокровище его (Мѳ. 12, 29)“. Итакъ, (сначала) связалъ сильнаго и побѣдилъ внутри дома го, потомъ положилъ начало проповѣди. Сверхъ того открылъ намъ путь поста, дабы при помощи его мы побѣждали прельщенія сатаны.
„И послѣ того какъ постился сорокъ дней, взалкалъ (Мѳ. 3, 2)“, — сіе произошло для пораженія врага, дабы явно предъ всѣми представить его, какъ обвиненнаго и осужденнаго; вмѣстѣ съ тѣмъ (Господь) Своими словами научилъ насъ, что въ подобныхъ обстоятельствахъ мы должны алкать одного только слова Господня. Почему же о Моѵсеѣ и Иліи нигдѣ не показано, что они алкали, о Господѣ же написано, что Онъ взалкалъ? Думаю, что (такъ сдѣлано), во первыхъ, по той причинѣ, чтобы (само) Писаніе сокрушило тѣхъ, кои говорятъ, что Онъ не принялъ плоти; затѣмъ, — для того, чтобы дать поводъ сатанѣ приступить къ искушенію и сказать: „скажи камнямъ симъ, дабы они сдѣлались хлѣбомъ (Мѳ. 4, 3)“. Господь не сдѣлалъ этого, чтобы не исполнять желанія грѣшника. Чего діаволъ просиль относительно (стада) свиней, то (Господь) позволилъ ему (Мѳ. 8, 28; Мр. 5, 1; Лк. 8, 26) не для того, чтобы исполнить въ чемъ-либо его желаніе, но чтобы дать знаменіе, такъ какъ никто изъ (жителей) города Гергесинскаго не хотѣлъ выйти на встрѣчу Ему, пока Онъ не сотворилъ тамъ чуда.
Діаволъ, не смущенный первымъ искушеніемъ, „повелъ и поставилъ Его на крылѣ храма (Мѳ. 4, 5)“. И вотъ, даже доселѣ это мѣсто возвышенно, хотя храмъ и разрушенъ, какъ Самъ (Господь) сказалъ: „не останется въ немъ камня на камнѣ (Мѳ. 24, 2)“. Но мѣсто, на которомъ стоялъ, какъ (нѣкое) знаменіе сохранилось. Говоритъ Ему: „бросься внизъ на землю, ибо написано, что сохранятъ Тя, да не преткнется о камень нога Твоя (Мѳ. 4, 6; ср. Пс. 90, 11—12)“. О, искуситель! (вѣдь) если на Христѣ исполняется псаломъ, то развѣ не написано тамъ: „на хребтѣ своемъ восприметъ Тебя (ср. Пс. 90, 4)“? Не можетъ того быть, чтобы способные летать падали, такъ какъ воздухъ подъ ихъ крыльями столь же твердъ, какъ земля. Развѣ еще не написано: „на аспида и василиска наступишь (Пс. 90, 13)“.
Но то, что ему нужно было, онъ взялъ изъ Писанія, а что противорѣчило ему, то опустилъ. Такъ и еретики берутъ изъ Писанія то, что нужно имъ для своего соблазнительнаго ученія и опускаютъ то, что противорѣчитъ ихъ заблужденію, дабы симъ образомъ ясно показать себя учениками этого учителя.