Толкование на Четвероевангелие

Толкование на Четвероевангелие

Святой Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие

Продолжение:

«О, род развращенный… и неверный» (Мф.17:17). Сие
говорит потому, что отец отрока подверг порицанию Его
учеников, говоря: «не могли исцелить его» (Мф.17:16), ибо
думал, что они еще недостаточно были опытны в искусстве
своего учителя. Пришел же учитель и взял учеников, и поставил
их как бы среди волн. Итак, приступили, чтобы узнать от Него:
«почему мы не могли исцелить?» (ср. Мф.17:19). Исцелению же
их препятствовали богохульники неверующие. «Сей, – говорили
они, – изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского»
(ср. Лк.11:15). А этому мужу сказали: ученики Его еще не вполне
обучены в искусстве Его, ибо иначе по какой причине не
исцелили? Потому ответил: «О, род… развращенный!»
(Мф.17:17). И для того тотчас же избрал и послал в разные
стороны семьдесят двух (учеников), которые чудесно исцелили
их, чтобы изобличить их в ложности их мнения.
«Доколе буду с вами?» (Мф.17:17). Ибо когда убьют Его, то
увидят, что имя Его соделывает чудеса и знамения. Поскольку
же Он действовал не по опытности в искусстве, то сказал тому
мужу: «верующему все возможно», а им: «по неверию вашему»
(ср. Мф.17:20). И чтобы поднять подавленное настроение
учеников Своих, сказал: «тебе говорю, нечистый, глухой… и
немой» (ср. Мк.9:25), дабы научить, что Ему, как Богу, доступно
все. Сие произошло не потому, чтобы сделать это было легче,
чем привести людей к вере, но для того, чтобы несколько
воспрепятствовать богохульникам смеяться над Своими
учениками. Даже до сего времени ученики Его еще не твердо
веровали в Него . «Выйди,.. отступи от него и более не входи
в него» (ср. Мк.9:25), – эти слова свидетельствуют о свободе
демона. Поскольку (демон) хотел потом снова возвратиться в
него, то (Господь) связал его, говоря: «более не осмеливайся
входить сюда» (ср. Мк.9:25).
В предупреждение сказал Симону: «цари земные с кого
берут пошлины..? с сынов… или… посторонних?» (Мф.17:25).
Так как (собиратели дидрахм) явились с той целью, чтобы найти
предлог к обвинению Его, ведь не со всех взыскивали эту
(пошлину). Но так рассуждали в себе: ты, быть может, скажешь,
что Учитель не даст подати, и таким образом мы отнесемся к
Нему, как к бунтовщику; если же даст, то в таком случае
почтется за постороннего. Ибо хотя левиты и считались
посторонними, но так как уделом их был Господь, то они были
как бы сынами и никто ничего не взыскивал с них. Таким
образом Господь объяснил Симону: книжники и фарисеи
явились, отыскивая у тебя, Симон, предлог для искушения нас.
Ибо они не уравнивали Его со священниками. Но Господь не
дал им повода для обвинения Его, какого они искали, и
поступил так, что (сами) взимающие эту пошлину показали, что
Он различествует от всех людей. Вместе с тем и Симона Он
научил, что левиты не дают, потому что они освобождены от
этой пошлины .
«Чтобы… не дать им соблазна» (ср. Мф.17:27), то есть
чтобы не возгнушались фарисеями и не погубили (их), когда ты
сделаешь явным, что они стремятся устроить повод к ссоре. И
прибавил: «иди на море и закинь там сеть» (ср. Мф.17:27).
Поскольку они считают Меня посторонним, то пусть море научит
их, что Я не только Священник, но и Царь. Итак, иди, и ты также
отдай (пошлину), как бы один из посторонних. Когда, таким
образом, Симон согласился отдать (пошлину) и, взяв сеть,
пошел, чтобы закинуть ее в море, и они также удалились с ним.
А когда он извлек рыбу, которая имела во рту статир, знак
господства, то те гордецы были изобличены и постыжены, так
как не поверили, что левитом был Тот, о Ком море и рыба
засвидетельствовали, что Он – Царь и Священник. Итак,
явление этого высшего Первосвященника признали все
творения, и все вещи поспешили принести Ему дань, каждая посвоему. Вышние послали Ему приветствие через Гавриила, а
Силы Небесные – посредством звезды; язычники представили
волхвов, и пророки, давно уже умолкшие, отрядили книжников,
говоривших: «из города Вифлеема должен произойти царь» (ср.
Мф.2:6). Статир (же), который отлит был в гортани рыбы и в
водах получил и изображение царя, был для ищущих ссоры и
досаждения доказательством того, что и послушание моря
обращено к Сему постороннему.