
Изречения святых
ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ,
преимущественно египетских,
имена которых дошли до нас,
и повести из житий этих отцов
АВВА ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК
311. Господь Иисус, прежде пригвождения ко кресту, предан был на биение. И это служит наставлением для нас: прежде восшествия на крест, мы должны претерпеть от человеков
многоразличные поношения и обвинения. Одежды Господа разделены были по жребию: это служит образом для нашего поведения. Прежде восшествия на крест, мы должны презреть мир и перенести без смущения потерю тленного имущества, как и апостол сказал: Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10, 34). Все это должен исполнить человек, чтоб взойти на крест. Если же он не исполнит по мере сил своих того, что совершил Господь, то не возможет взойти на крест.
312. Во время борьбы со страстями, подвергаясь скорби от них, мы должны терпеливо переносить это состояние, не предаваться унынию и расслаблению, но в смиренномудрии вопиять к Богу и укрепляться надеждой. Страсти потухнут в свое время.
313. Когда ум освободится от всякого упования на суетный мир, то это служит признаком, что умер грех в душе.
314. Когда ум получит свободу, тогда отъемлется средостение, разлучающее его от Бога. По умерщвлении в нас греха отпадает и тяжесть, и слепота, и все, что утесняло душу; чувства, доселе умерщвленные и приносившие смерть, восстают в здравии и непобедимости. Ум как бы обвит освящением и упокаивается в нетлении: освободившись от всех возмущений,
он субботствует, жительствует в другом, новом веке, углубленный в рассматривание предметов новых, нетленных.
315. Возлюбленные! Приложим должное попечение о своем спасении: каждому из нас немного осталось жить на земле. Но не может человек приложить должного попечения о душе, если он печется излишне о теле. Когда разлучишься с телом, тогда будешь сожалеть, что заботился столько о том, что не приносит никакой пользы.
316. Стяжай ощущение того, что Бог взирает на каждое дело твое. Непозволительно размышлять в тайне сердца о таких делах, которые стыдишься совершать пред человеками.
317. Познается дерево по плодам и устроение ума по помыслам, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души.
318. Пока побеждает тебя грех, хотя и в мелочах, не признавай себя бесстрастным.
319. Кому дарована свобода, в памяти того уже не возобновляются страстно согрешения, соделанные им прежде.
320. Не признавай себя свободным, пока прогневляешь в чем-либо Владыку твоего.
321. Не может быть дарована свобода человеку, пока он желает чего-либо, принадлежащего миру.
322. Позаботься о твоем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Сколько заботишься о уврачевании тела, когда оно заболит, столько позаботься о том, чтоб приготовить его к воскресению очищением от всех страстей.
323. Ежедневно, прежде приношения молитв Богу, займись рассматриванием себя, в какой степени ты победил каждую страсть твою или насколько побежден ею.
324. Земля не может принести плода, не будучи засеяна и орошена водой, так и человек не может совершать покаяния без смиренномудрая и удручения тела подвигами.
325. Растения прозябают из семени и цветут от действия на них благорастворенного воздуха, и разум человека возрастает и процветает от исполнения и хранения заповедей.
326. Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.
327. Если безмолвник ощутит, что блудное сладострастие покушается поселиться в душе его, то он должен немедленно отразить нападения этой страсти в самом начале их, иначе она может увлечь его. Старайся помнить, что Бог взирает на тебя и что открыто перед Ним то, о чем ты размышляешь в тайне сердца. Скажи душе твоей: ты остерегаешься подобных тебе грешников, чтоб они не увидали тебя в то время, как ты совершаешь согрешение, тем более должна бояться и стыдиться Бога, Который видит сокровенные движения сердца. От такого размышления возбудится страх Божий в душе, и если поступишь под водительство страха Божия, то никакая страсть не будет насиловать тебя.
328. Верующий, что он по исшествии из тела должен предстать на суд Божий, ни в каком случае не позволит себе осуждать ближних. Он памятует, что потребуется Богом от него полный отчет в собственных делах его.
329. Верующий, что для святых уготовано царство, старается охраняться от малейших и ничтожнейших уклонений, чтоб сделаться сосудом избранным.
330. Верующий, что тело его воскреснет в день общего воскресения, заботится очистить его от всякой скверны.
331. Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась.
332. Признаю великим и честным делом победу над тщеславием и стяжание духовного разума. Одержимый мерзостной и лукавой страстью тщеславия, чужд мира, ожесточается сердцем против святых и в довершение зол впадает в высокоумие и в навык ко лжи.
333. Верный раб Христов! Скрывай подвиги твои и добродетели, удерживай с болезнию сердце и язык, порывающиеся к тщеславию, чтоб язык не отнимал у тебя приобретенного тобою и не предавал его врагам твоим.
334. Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.
335. Блаженны те, которых подвиг совершен в духовном разуме! Они уже не ощущают никакого отягощения в жительстве своем, достигнув священного покоя; они возвысились превыше всех козней, устраиваемых пронырливыми бесами, в особенности теми, которые внушают боязнь, сомнение и двоедушие, этим отклоняют человека от всякого предпринимаемого им благого дела ради Бога. Бесы наводят уныние на душу в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости
Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но,
полагаю, если будут в нас любовь, терпение и воздержание, то демоны не успеют ни в каком
намерении своем, в особенности же когда ум стяжает познание, что леностью и унынием низвращаются все добродетели, когда ум победит страсть лености и уныния