![Толкование на Четвероевангелие](http://zhen-mironosits.cerkov.ru/files/2023/06/ANlq7ZkRnOo-470x260.jpg)
Толкование на Четвероевангелие
Святой Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие
Продолжение:
Глава 14
«Что говорят обо Мне люди, кто – Сын человеческий?
Отвечают Ему: одни говорят, что Илия, другие, что Иеремия»
(ср. Мф.16:13–14). Так говорили потому, что, видя Его чудеса,
не могли в то же время уяснить себе величия Его, но одни
сравнивали Его с Илией за ревность к дому Отца Своего, другие
– с Иеремией ради святости его от чрева матери, иные – с
Иоанном по причине крещения Его и чудес рождества Его, так
как (все) это было известно. Как ученики Его поражались
удивлением (пред Ним), так и в тех, которые видели Его,
возникали различные мнения (о Нем). «Вы же что говорите обо
Мне, что – Я? Симон, – глава и князь, – сказал: Ты – Христос,
Сын Бога Живаго. И ответил: блажен ты, Симон,.. И врата ада
не одолеют тебя» (ср. Мф.16:15–18), то есть что вера не
разрушится. Ибо кто может разрушить то, что созидает Господь,
и кто может восстановить то, что низверг Господь? Хотел
ассириец разрушить храм, который создал Господь, но Сей
разрушил престол его царства. Так и Никанор (2Мак.8:34–36). И
Ахав хотел построить низвергнутый город Иерихон, и
низвергнуто было его княжение.
Созидая Церковь Свою, Господь создал такую башню,
основания которой могли бы держать все, что построено на них.
Как в то время, когда один язык был разделен на многие,
(Господь разрушил башню), чтобы люди не взошли на небо
(Быт.11:4–8), (именно этим побуждались искать прибежища не в
башне, а в правде, ибо и неизмеримая бездна потопов ничего
бы им не причинила, если бы они искали прибежища на
возвышенностях , но неправда (их) потопила, а покаяние
освободило, то есть правда спасла); как, – говорю, – рассеяние
их послужило препятствием к (успешному окончанию) земной
башни и долговременного строения и к уклонению от труда, так
потом Сам Спаситель устроил людям башню, которая ведет на
небо, и дерево, плоды коего суть врачевство жизни.
«Ты – камень» (ср. Мф.16:18), – тот камень, который
воздвиг (Господь), чтобы сатана споткнулся на нем. Но когда
Петр говорил Господу: «да не будет сего, …Господи!» (ср.
Мф.16:22), сатана хотел противопоставить этот камень Господу,
дабы Он споткнулся на нем. Мы не сказали бы, что сатана
помышлял (именно) так, если бы Тот, Кто знал (о сем), не
обнаружил этого, говоря: «отойди… сатана! ты… соблазн…
Мне!» (Мф.16:23). И Господь взял этот камень и отбросил от
Себя, дабы последователи сатаны спотыкались на него, так как
«отступили назад и распростерлись по земле» (ср. Ин.18:6).
«Никому не говорите обо Мне, что Я – Христос» (ср. Мф.16:20),
то есть не словами только, но делами и заслугами покажите
истину обо Мне. Подобно сему, когда сходил с горы, заповедал
им: «берегитесь, и никому не сказывайте о… видении, которое
вы видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»
(ср. Мф.17:9).
«Вот,.. восходим в Иерусалим, и исполнится все,
написанное обо Мне, ибо надлежит Сына Человеческого вести
на крест и умертвить» (ср. Мф.20:18–19, Лк.18:31–33). Сатана
возвратился, чтобы вступить в борьбу с Господом через уста
Симона, главы общества (учеников) , как некогда через уста
Евы. «Да не будет, чтобы это случилось с Тобою,.. Господи!
Ответил ему: отойди,.. сатана» (ср. Мф.16:22–23). Разве ты
(доселе еще) не познал, зачем Я пришел на землю? Ибо как
(соделавшись) Младенцем, положенным в ясли, Я возвеселил
рожденных в этот мир, так надлежит Мне сойти и во ад и
утешить находящихся там умерших праведников, которые от
века ожидали Меня и надеялись видеть Меня. «Пророки, –
говорит, – и праведники, и цари желали видеть (Меня)» (ср.
Мф.13:17), и: «Авраам желал видеть день Мой» (ср. Ин.8:56).
Итак, сойду и увижу его. Итак, кто иной, кроме одного только
сатаны, не захотел бы вести Меня на Крест для освобождения
мира? Итак, отойди, «потому что ты думаешь не о том, что
Божие, но что человеческое» (ср. Мф.16:23). Ведь рыбари были
людьми несведущими, и слух их не был изощрен речью
пророческой.