![Изречения святых](http://zhen-mironosits.cerkov.ru/files/2023/01/zPLs2rbHWm4-470x260.jpg)
Изречения святых
ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ,
преимущественно египетских,
имена которых дошли до нас,
и повести из житий этих отцов
АВВА ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК
291. Вино, выставленное на ветер, теряет все достоинство свое. Подобно этому гордость губит все подвиги инока.
292. Вино скрывают в глубоких погребах и укрывают его, тогда оно устаивается, получает крепость и вкус. Подобно этому действуют на инока безмолвие и невменяемость. Невозможно ему сохранить в целости свой подвиг иначе, как в безмолвии и при искреннем сознании своего несовершенства во всех отношениях.
293. Невозможно иноку уповать на жительство свое, пока он не предстанет пред Бога, пока Бог не оценит и не одобрит жительства его. До того времени он должен постоянно пребывать в страхе.
294. Мелочи, ничтожнейшие мелочи могут погубить весь плод подвижнической жизни, если инок пренебрежет этими мелочами.
295. Возлагающий надежду на преходящий мир — слеп. Если же он, отвергнув этот предмет надежды, устремит ее к обетованиям Божиим, то он прозрел.
296. Кто по-видимому ищет Бога, но вместе любит плотскую волю сердца и водится плотским мудрованием, тот хром. Если же, отрекшись от следования плотским вожделениям, он возлюбит Бога всем сердцем, то начнет ходить прямо.
297. Страждет глухотой тот, кто предался мирским заботам и попечениям. Глухота производит в нем постоянное увлечение суетой и забвение Бога. Если он, оставя суетные занятия, обратится к основательному изучению заповедей Божиих, то способность слуха возвращается ему.
298. Прокажен тот, кто имеет вражду на ближнего, ненависть и зависть к нему, кто злословит ближнего. По этой причине ему, подобно древним прокаженным народа Израильского, воспрещается вход в дом Божий. Если он отвергнет эти пороки, — очищается.
299. Когда прозрит слепой, начнет ходить без преткновения хромой, начнет слышать глухой и очистится прокаженный, тогда воскресает и обновляется человек, дотоле умерщвленный этими недугами во время лености своей. Он благовествует свое состояние обновления чувствам, находившимся в состоянии нищеты, по отношению к добродетелям.
300. Иоанн Креститель имел одежду из волоса верблюжьего, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами
и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и соделывают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия.
301. Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же образом лукавства,
лицемерия и тщеславия.
302. Когда ум увидит себя непорабощаемым никакой страстью, тогда он приготовляется к бессмертию, собирая воедино чувства свои, соделывая из них единое целое, питая их и содержа во взаимном согласии духовным действием, для которого он служит орудием.
303. Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно пред Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от благости Его, чтоб она укрепляла, сохраняла его и воздвигла в святое обновление, уже не подвергающееся побеждениям.
304. В час восшествия на крест наступает скорбь великая. Молящийся имеет нужду в
том, чтоб соприсутствовали ему Петр, Иоанн и Иаков, то есть вера здравая, надежда мужественная и любовь к Богу.
305. Господь наш Иисус Христос подъял за нас страдание и крестную смерть и служит этими действиями Своими образцом для нас. Мы должны, как говорит апостол, познать его, и
силу воскресения его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп.3,10-11).
306. Господь вкусил желчь ради нас, чтоб мы извергли из себя все нечистые вожделения, чтоб заградили для них все выходы, не допуская им удовлетворяться при посредстве тела и погублять нас.
307. Господь вкусил оцет за нас, — и мы должны угасить в себе все проявления гнева,
всякое смущение суетное.
308. Господь принял на Себя заплевания, чтоб мы научились презирать человекоугодие и славу мира сего.
309. Голова Господа была увенчана терновым венцом, чтоб мы научились постоянно пребывать в самоукорении и при посредстве его переносить поношения несмущенно.
310. Трость, которой били Господа по голове Его, служит для нас образом смиренномудрия, которым, как палицей, мы должны поражать гордыню, насеваемую в нас диаволом.