Изречения святых

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ, преимущественно египетских, имена которых дошли до нас, и повести из житий этих отцов.

ABBA АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

6. Будем совершать земное странствование наше в страхе Божием: нам предписано служить Богу в страхе и трепете (Пс. 2,11) и таким образом заработать спасение наше. Ничего нет драгоценнее страха Божия в Господе нашем Иисусе Христе
7. Начало всех добродетелей и начало премудрости — страх Господень.
8. Страх Господень — слава, благодать великая.
9. Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства.
10. Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его: так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.
11. Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
12. Чада мои! Рыба, вынутая из воды, умирает: так уничтожается и страх Божий в сердце монаха, допускающего себе частые выходы из келии.
13. Страх Господень соделывает человека свободным и спасает его от грехов, от уготованных грешникам вечных казней и от злейшего дракона.
14. Страх Господень, пребывая в человеке, хранит его и сберегает до того времени, в которое человек скинет с себя тягостную ношу — тело: тогда страх Господень соделает питомца своего наследником блаженства святых для радования с ними радостью вечной, как и Писание возвещает: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего(Ис. 26,18).
15. Страх Господень и памятование смерти да будут непрестанно пред очами нашими. Возненавидим мир и удалим от себя все, чем приносится плоти нашей наслаждение. Эту
краткую жизнь проведем так, чтоб нам жить в Боге, Который потребует от нас отчета в
день суда, — алкали ли мы, жаждали ли, претерпевали ли наготу, пребывали ли в плаче,
воздыхали ли из глубины сердец наших, рассматривали ли себя, достойны ли мы Бога?
Будем погружаться в плач и сетование, чтоб обрести Бога. Презрим плоть для спасения
душ наших!
16. Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтоб он исповедывал грехи свои пред Богом и своими старцами, чтоб укорял себя, чтоб был готов, до самого исхода из земной жизни, встретить благодушно всякое искушение.