Толкование на Четвероевангелие

Толкование на Четвероевангелие

Святой Ефрем Сирин.
Толкование на Четвероевангелие.

«Отъ начала было Слово» (Іоан. 1 ,1). Сіе Евангелистъ говорить, дабы показать, что какъ слово существуетъ у того, кто его произноситъ, такъ и Богъ Слово во всякомъ дѣлѣ имѣетъ общеніе со Своимъ Родителемъ и въ Немъ есть и внѣ Его. И хорошо разсудишь, что слово прежде, чѣмъ будетъ произнесено, уже существуетъ; ибо Захарія говорилъ безъ движенія губъ. Еще потому Господь нашъ называется Словомъ, что чрезъ Него открыто сокровенное подобно тому, какъ чрезъ слово открывается сокрытое въ сердцѣ, какъ и Апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ, говоря: „тайный Божій совѣтъ есть Христосъ, Которымъ открыты всѣ сокровища премудрости и вѣдѣнія (Кол. 2, 3)“. Впрочемъ, слово не произносится прежде, чѣмъ оно образуется, такъ какъ природа слова рожденная. Такъ и Слово о Самомъ Себѣ свидѣтельствовало, что Оно не есть Само отъ Себя, но рождено, и что Оно — не Отецъ, а Сынъ, ибо сказало: „Бога никто никогда не могъ видѣть, но Единородный, сущій въ нѣдрѣ Отца, Самъ возвѣстилъ намъ о Немъ (Іоан. 1, 18)“. И еще говорить: „И Я пришелъ отъ Отца (Іоан. 5, 43 или 16, 28)“. И если скажешь, что то, что есть, не можетъ быть рождено, ложнымъ сдѣлаешь свидѣтельство Писанія, которое говоритъ: „было“, и затѣмъ: „рожденъ изъ нѣдра Отца Своего“.

„Отъ начала было Слово». Берегись, дабы въ этомъ мѣстѣ не подумать о словѣ слабомъ, и не сочти Его столь ничтожнымъ, что назовешь Его гласомъ. Ибо гласъ отъ начала не существуетъ, такъ какъ гласа нѣтъ прежде, чѣмъ онъ будетъ произнесенъ, и послѣ того, какъ произнесенъ, его опять не существуетъ. Итакъ, не гласомъ было Слово, Которое по Своей природѣ было подобіемъ существа Своего Отца, и не гласомъ Отца, а образомъ Его. Ибо если дѣти, тобою производимые, подобны тебѣ, то какъ ты думаешь, что Богъ родилъ гласъ, а не Бога? И если сынъ Елисаветы, наименованный гласомъ (Мѳ. 3, 3; Мр. 1, 3; Лк. 3, 4), есть человѣкъ, то тѣмъ болѣе Богъ, названный Словомъ, есть (истинный) Богъ. Если возразишь, что Сынъ въ Писаніи ясно обозначается именемъ слова, то разсуди, что Іоаннъ, который также называется гласомъ, существуетъ, однако, какъ лице; подобнымъ образомъ и Богъ, Который называется словомъ, есть тѣмъ болѣе Богъ Слово. Если же подумаешь, что Сынъ есть помышленіе Отца, то спрошу, развѣ единожды Отецъ помыслилъ? Ибо если помышленія Его многи, то какъ Сынъ можетъ быть Единороднымъ? И если Сынъ есть внутреннее Его помышленіе, то какъ Онъ — одесную Его?

„Отъ начала было Слово «. Но не то слово, какое изрекалось при началѣ міра, есть сіе Слово, такъ какъ Оно существуетъ прежде начала и прежде времени, ибо нѣтъ ни дня, ни часа, когда бы Его не было. Истинное Слово есть не то, которое въ одно время существуетъ, а въ другое нѣтъ, или не то, которое нѣкогда не существовало и потомъ было создано, но то, которое уже было всегда, постоянно, отъ начала, отъ вѣчности. Поелику Тотъ, Кто изрекаетъ Слово, вѣченъ, и такъ какъ Слово сіе подобно сказующему Его и есть Слово сказующаго, посему и говоритъ: „отъ начала было Слово“. И дабы показать, что Его рожденіе предшествовало всякому началу и границамъ времени, сказалъ: „было“.