Изречения святых

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ОТЦОВ, преимущественно египетских, имена которых дошли до нас и повести из житий этих отцов.

ABBA АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

4. Сколько непостижима сила и могущество Божии, столько непостижимы и действия Его.
Как неизмерима Его премудрость, так и неисследимы пути Его (Рим. 11, 33). Может Бог исполнить то, что обетовал: поэтому не допустим себе неверия, чтоб не подвергнуться осуждению больше за неверие, чем за беззаконные дела. Погрешить делами — это признак немощи; допускать себе неверие — признак дерзкого легкомыслия и безрассудности. Пока имеем время, пощадим самих себя и будем умолять Бога о прощении согрешений наших, чтоб Он не повелел, связав нам руки и ноги, вергнуть нас во тьму кромешную, в которой — плач и скрежет зубов (Мф. 22,13). Что означают плач и рыдание, как не безмерность жестоких и ужасных мучений? и что изображается скрежетом зубов, как не величайшее сожаление о содеянных грехах? Тогда — а это случится наверно — тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться,
скрежеща зубами, когда покаяние не будет иметь места, когда не будет от него никакой
пользы, когда время, данное на покаяние, минует. Имея возможность умилостивить Бога в краткое время земной жизни служением Ему, имея возможность освободить себя от геенны и вечных мук, зачем пребываем в нерадении и, презирая заповеди Бога, служим нашим похотям, подвергаем себя неизбежной казни? Бог наш, великий
и человеколюбец, богатый милостью (Еф. 2, 4), всемогущий в действовании Своем, Сам да поможет немощи нашей, да ниспровергнет скоро сатану под ноги наши, да дарует нам силу и духовный разум, чтоб мы в оставшееся нам время послужили Ему с верностью, во истине, и сподобились милости Его в страшный день суда Его.

5. Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, находится в осторожности от искусителя, которым преследуется. Я молил Бога, чтоб Он показал мне ополчение, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками; множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот — голос с неба, говорящий: «Не допустите ему покоя, пока праведный живет в этом мире». Увидев такое ополчение, отовсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «О Антоний! все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол: монах нередко падает». И пришел ко
мне глас от милосердного Господа: «Диавол никого не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет: потому что Я пришел, восприняв на Себя человечество, и стер в прах могущество его; но человек сам, своим похотением и сладострастием сокрушает себя и падает». Я сказал: «Неужели каждому монаху дана такая сила?» —
и были показаны мне многие монахи, сподобившиеся ее. Тогда я воскликнул и сказал: «Блажен род человеческий, в особенности же иноческое воинство, имея столь милосердного, столь человеколюбивого Бога. По этой причине озаботимся о спасении нашем, не будем пренебрегать им, чтоб удостоиться Небесного Царства, при содействии благодати и милосердия Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом да будет слава вовеки!»