Толкование Евангелия

Святой Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие

 

Предисловіе.
Нижепредлагаемое толкованіе Святаго Ефрема Сирина на Четвероевангеліе заслуживаетъ вниманія благочестиваго читателя не только потому, что оно есть подлинное твореніе Великаго Отца и Учителя Церкви, но и по причинѣ важныхъ особенностей объясняемаго въ немъ Евангельскаго текста. По свидѣтельствамъ древности и по тщательнымъ изысканіямъ ученыхъ оказывается, что въ своемъ изложеніи Евангелія св. Отецъ слѣдовалъ не одному какому-либо Евангелисту, а имѣлъ предъ собой сводъ Евангельскаго текста, составленный по всѣмъ четыремъ Евангелистамъ, — и, притомъ, тотъ самый сводъ, который сдѣланъ былъ Таціаномъ,
церковнымъ писателемъ-апологетомъ ІІ-го вѣка, и который въ древней церкви, преимущественно въ Сиріи, пользовался распространенностью подъ именемъ „Діатессарона“, т.е. Евангелія по четыремъ Евангелистамъ или Четвероевангелія.

Глава первая.
Для чего Господь нашъ облекся плотію? Для того, чтобы сама плоть вкусила радость побѣды и чтобы исполнилась и познала дары благодати. Если бы Богъ побѣдилъ безъ плоти, то какія бы Ему вмѣнились похвалы? Во-вторыхъ, чтобы сдѣлать яснымъ, что Господь нашъ медлилъ началомъ творенія отнюдь не по зависти къ тому, что человѣкъ содѣлается Богомъ, такъ какъ то, что Господь нашъ умалилъ Себя въ человѣкѣ, выше того, что Онъ обиталъ въ немъ, пока человѣкъ былъ великъ и славенъ. Посему написано: „Я сказалъ: вы — боги (Пс. 81, 6)“. Итакъ, Слово приходитъ и облекается плотію, дабы чрезъ то, что доступно плѣненію, плѣнено было то, что не подлежитъ плѣненію, и чрезъ то, что не подлежитъ плѣненію, плоть отвратилась отъ того, кто ее плѣнилъ. Ибо Господу нашему надлежало быть пристанищемъ всѣхъ благъ,
къ которому стекались бы люди, сокровищницею всѣхъ таинствъ, къ которой отовсюду бы прибѣгали, и вмѣстилищемъ всего сокровеннаго, дабы всѣ люди какъ бы на крыльяхъ возносились къ Нему и въ Немъ одномъ находили успокоеніе. Отринь мудрованіе, что въ паденіи того, кто палъ, палъ вмѣстѣ и Тотъ, Кто имѣетъ его возставить. Поелику тѣло Адама (создано) было ранѣе, чѣмъ явились въ немъ разстройства, посему и Христосъ не принялъ разстройства, которыя позднѣе получилъ Адамъ, такъ какъ они были нѣкоторымъ придаткомъ немощности къ здравой природѣ. Итакъ, Господь здравою принялъ ту природу, здравость которой погибла, дабы человѣкъ чрезъ здравую природу Господа возвратилъ себѣ
здравость первобытной своей природы. Ибо когда кровожадные звѣри ужасно изранили человѣка, Благотворитель поспѣшилъ оживить насъ своими врачествами. Незаслуженно человѣкъ обложенъ перевязами, такъ какъ и раны его незаслужены; ибо ни въ чемъ человѣкъ не погрѣшилъ противъ сатаны, который его изранилъ, и ничего не далъ Благодѣтелю, Который его исцѣлилъ. Итакъ, облеченный тѣмъ же оружіемъ, какимъ врагъ побѣдилъ и ввергъ міръ въ осужденіе, Господь низсшелъ на битву и во плоти, принятой отъ жены, побѣдилъ міръ, преодолѣлъ врага и осудилъ. Доколѣ церковь была сокровенна, таинства ее возвѣщали, пока она сама молчала; когда же церковь была явлена, она сама стала изъяснять этихъ
своихъ провозвѣстниковъ, которые по причинѣ ея явленія оттолѣ умолкли.